На самой длинной улице Москвы, к сожалению, еще именуемой Ленинским проспектом, находится владение № 27. Этому красивейшему архитектурному ансамблю столицы, обращающему внимание всех проходящих и проезжающих, более 100 лет. Здания, похожие на дворец или солидный банк, когда-то были Медведниковской и Рахмановской богадельнями и больницей. После революции 1917 года весь комплекс стал Пятой Градской больницей, а с 1992 года – больницей, носящей имя святителя Алексия, митрополита Московского и недавно полностью переданной Русской Православной Церкви.
В XIX веке район, где была выстроена эта больница, -- южнее Садового кольца, близ Донского и Свято-Данилова монастырей, -- можно было назвать районом благотворительных учреждений. От Калужской площади к Медведниковским и Рахмановским богадельням вереницей тянулись многочисленные заведения, основанные на средства меценатов. За Мещанскими богадельней и училищем следовали комплексы 1-й Градской, Голицынской и Щербатовской больниц. Напротив них, после Солдатенковского текстильного училища, Рукавишниковского начального училища, -- Любимовская больница.
История создания Пятой Градской больницы относится к первой половине XIX столетия и начинается с богатых купцов Медведниковых, живших тогда в Иркутске. Представители этого известного сибирского купеческого рода вели оптовую торговлю с Китаем и Аляской. Они ввозили из «Поднебесной» чай и ткани, а на Аляске обменивали у индейцев-алеутов разные материалы на меха и золото. Медведниковы были известными благотворителями. В Иркутске ими были устроены Сиротопитательное заведение (приют) и банк, проценты из которого шли на поддержание этого детского приюта.
К 1850-м годам одни из представителей купеческой семьи Медведниковых – супруги Александра Ксенофонтовна и Иван Логгинович перебрались в Москву. Иван Медведников пользовался большим авторитетом как в Иркутске, где он исполнял должность Городского головы, так и в первопрестольной. Честность, решительность, оборотистость – вот те качества, за которые ценили этого купца. По его кончине, последовавшей в 1884 году, вдова Александра Ксенофонтовна все средства стала употреблять на благие дела. В Иркутске была создана Образцовая больница. В Подмосковном селе Поречье, близ Звенигорода, был открыт приют для престарелого духовенства и церковь Казанской иконы Божией Матери. В этой церкви в 1899 году была похоронена сама благотворительница. По ее завещанию все состояние -- более 5 миллионов рублей -- должно было быть истрачено на благотворительность в Москве и в Иркутске. В годовщину со дня кончины Александры Ксенофонтовны в ее приходском храме Иоанна Предтечи в Староконюшенном была проведена заупокойная лития и панихида. Как отмечали газеты, «храм был переполнен почитателями и родными Медведниковой, представителями городского управления, гласными Городской думы, представителями учреждений, получившими денежные суммы». Присутствовал и Московский Городской голова кн. В.М.Голицын.
Стоит отметить, что с пятимиллионного завещания государством был взыскан налог в 152 тысячи рублей, но города Москва и Иркутск затеяли судебную тяжбу против такого грабежа и выиграли дело. Сам министр финансов С.Витте велел возвратить отобранные деньги. Примерно 2/3 капиталов (т.е. около 40%) отдавалось Москве, остальные отправлялись на родину, в Иркутск. Душеприказчик Медведниковых Н.А.Цветков выполнил волю завещательницы. В Москве в Староконюшенном переулке во владении Медведниковых и на их завещанные средства выстроили одну из лучших в городе гимназий, действующую и ныне. 300 тысяч отдавалась приюту в Поречье. Всем храмам Москвы и Иркутска единоразово выдавалось по 100 рублей, монастырям по 10 тысяч. Часть средств пускалось на создание церковно-приходских школ, раздачу милостыни беднякам. По завещанию супругов Медведниковых, около 1 миллиона рублей отпускалось на создание в Москве больницы и богадельни. Для них город в 1900 году купил землю на Б.Калужской улице, снес незначительные строения и приступил к строительству зданий Медведниковской больницы и богадельни. Больница и богадельня были предназначены для людей «христианского вероисповедания, без различия звания, пола, возраста».
Проектировать здания душеприказчики предложили талантливому архитектору, академику Сергею Устиновичу Соловьеву. Выпускник Императорской Академии художеств, член Московского Археологического общества, преподаватель Строгановского училища и Училища живописи, ваяния и зодчества, он прекрасно знал древнерусское искусство, участвовал в реставрации Успенского собора Кремля, собора Василия Блаженного. По его чертежам была изготовлена сень над мощами Василия Блаженного. Соловьев построил множество красивейших зданий в Москве: храмы Знамения в Кунцево и Романа Сладкопевца в Новоспасском монастыре, ансамбль Серпуховского монастыря в честь иконы «Отрада и Утешение», здания Третьяковской богадельни, здание Высших женских курсов, ныне Педагогического университета.
Ансамбль Медведниковских строений Соловьев спроектировал как образ древнего города. Три разновеликих 2-х и 3-х этажных корпуса с примыкающими к ним храмами и отдельно стоящей часовней смотрелись очень живописно. Архитектор придал фасадам декор псковских храмов и псковских Поганкиных палат. Очень оригинально была выполнена ограда: круглые щиты, над которыми высятся пики воинов, и шлемовидные навершия незримых воинов незримо «охраняют» территорию.
Будучи прекрасным акварелистом, сам Соловьев создал эскизы для росписей храмов. По его эскизам были выполнены и мозаики, и фасадная керамика. Над всеми входами были укреплены мозаичные изображения св. Георгия Победоносца – покровителя Москвы. Мозаики выполнили ученики Строгановского училища. Они же изготовили резные металлические детали – флагодержатели, кронштейны водостоков и карнизов, кресты. Керамические плитки и диски для оформления стен были выполнены на знаменитом заводе Саввы Мамонтова «Абрамцево».
К росписи интерьеров храма архитектор привлек мастерскую «Наследники П.П.Пашкова». Расписан храмы был необычно. Иконостаса в обычном понимании не было, он был выполнен прямо на стене храма. Только в первом из трех его ярусов имелись деревянные иконы. Орнаменты и сюжеты во многом напоминали русские фрески XVI столетия.
Строительство и общее обустройство зданий больницы и богадельни длилось с 1901 по 1903 год. Готовые учреждения были названы в честь супругов-благотворителей.
30 декабря 1903 года «С большим торжеством состоялось освящение 2-х зданий больницы для неизлечимо больных и богадельни им. И. и А.Медведниковых на Калужской улице, против Нескучного сада. На церемонии освящения, которое совершил Высокопреосвященный Владимир, митрополит Московский и Коломенский, присутствовали и. и. высочества В. кн. Сергей Александрович и В. кн. Елизавета Федоровна», отмечала газета «Московские ведомости».
«Московские церковные ведомости» писали, что «в 1903 году состоялось освящение учреждений им. И.и А. Медведниковых – богадельни на 60 человек обоего пола и больных на 150 человек, в каждой из которых, согласно воле А.К.Медведниковой, своя церковь с небольшими куполами и звонницами». Через несколько лет из Медведниковского капитала выделили средства для содержания еще 8 человек. Каждого из призреваемых, который содержался за плату или без таковой, три раза в день кормили, сиделицы (сиделки) следили за здоровьем больных, выводили их на прогулку в сад или храм, если больные не могли сами передвигаться, пищу приносили в палату. Больным полагалась форма, свои столовые и гигиенические приборы. Дважды в день в храмах проходили короткие службы.
В 1904 году построенные храмы были освящены: при богадельне - во имя Тихвинской иконы, при больнице - во имя Козельщанской иконы Божией матери.
Храмоиздателем (человеком, который распоряжался капиталом, выданным на благотворительность) обоих храмов стал душеприказчик А.Медведниковой – потомственный почетный гражданин Москвы Николай Алексеевич Цветков. Внук священника, он был известен промышленной Москве как великолепный финансист. Цветков был заместителем председателя Московского купеческого банка. Он пожертвовал храмам из личных средств серебряную утварь и дорогие облачения.
Первым освятили больничный храм во имя Козельщанской иконы Богородицы -- 20 июня 1904 года. Козельщанский храм был единственным в Московской губернии, посвященный этой иконе. Посвящение было выбрано не случайно. Калужская дорога вела в сторону юга, Полтавщины, где была явлена икона в 1881 году. Сама икона (древнего письма, XV века) попала в нашу страну из Италии, ее привезла с собой одна из фрейлин императрицы Елизаветы Петровны. Ее потомки, графы Капнисты, бережно хранили семейную святыню. Однажды дочь графа В.Капниста Мария заболела параличом. Никакие средства не помогали, и родители решили вести дочку в Москву к известному врачу. Перед отъездом мать попросила дочь приложиться к образу и помолиться перед дальней дорогой. И произошло чудо. Комната огласилась радостными возгласами девочки. Мать испугалась, что Маша повредилась умом, но, увидев, что дочка ходит по комнате, тут же разнесла радостную весть. Изо всех концов Полтавской губернии к дому Капнистов стали стекаться люди. Икону перенесли в Полтавский Козельщанский монастырь. День выздоровления девочки – 21 февраля стал днем памяти иконы. Специально для московского храма в Полтаве была написана копия образа.
В настоящее время храм переосвящен в честь покровителя Святейшего Патриарха Алексия II святителя Алексия Московского.
10 ноября того же 1904 года митрополит Московский и Коломенский Владимир освятил богадельный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Этот выбор также неслучаен. Образ ассоциировался с севером России, куда вела другая ветвь Калужской дороги. Возможно, что и почитание иконы в Звенигородском уезде, где находился приют в Поречье, повлияли на выбор.
В октябре 1918 года персонал больницы организовал приходскую общину, поскольку оба храма отделили от больницы. Тогда же была произведена конфискация ценного церковного имущества. Не смотря на все старания прихожан, в апреле 1923 года храмы были опечатаны и вскоре разорены.
За десять лет до выше описываемых событий, в 1908 году известная московская семья купцов Рахмановых выделила средства для строительства богадельни. Брат с сестрой Иван и Агния Рахмановы в память о своих сестрах Александре и Эмилии и по их воле оставили Москве капитал в 133 тысячи рублей. Было решено пристроить богадельню к уже существующему богадельному корпусу Медведниковых.
Купцы Рахмановы были известны как крупные благотворители, помогавшие горожанам еще со второй половины XVIII столетия. Выходцы из Гуслицкой волости Подмосковья, из старообрядческой семьи, они издавна занимались торговлей хлебом, лесом, пряжей. На средства Рахмановых были построены Старообрядческая школа, Дом бесплатных квартир, приют. Они помогали заключенным еще во времена доктора Ф.Гааза.
Было решено построить богадельню «для эпилептиков и идиотов», «к какому бы вероисповеданию они не принадлежали». Двухэтажное здание Богадельни им. А. и Э. Рахмановых было возведено также С.Соловьевым в 1908-1909 годах рядом с Медведниковской богадельней и имело отдельный вход.
4 января 1910 года было «совершено освящение больницы, рассчитанной на 60 человек больных и калек. Больница была построена на средства, завещанные Э.К.Рахмановой. При освящении присутствовали: городской голова Н.И.Гучков, сестра покойной жертвовательницы Агн.К.Рахманова, Н.А.Цветков, член Управы Н.Ф.Малинин, главные врачи городских больниц и директор Медведниковской богадельни С.Я.Попов», -- сообщала газета «Голос Москвы». Причем, в репортаже неверно отмечено, что здание построено на пожертвования только Эмилии.
Содержание 60 больных обходилось в 15 тысяч рублей в год (т.е. по 250 рублей на человека). Такая сумма намного превышала содержание в других московских богадельнях. Это позволяло не только разнообразить питание, но заменить сиделок медицинскими сестрами, обеспечивая уровень ухода за больными. Больные получали на обеды и ужины чечевичную кашу, щи, борщи, жаркого, варенец, сыр, овощи. Утром пили молоко, или кисель, ели геркулесовые и манные каши.
После Октябрьского переворота богадельни был ликвидированы, а их помещения отданы под организуемую 5-ю градскую больницу. Часовня на углу с М.Калужской улицей (д. №14) была надстроена до 3-х этажей и обезображена. В Богадельном корпусе разместились 1-е хирургическое, 1-е терапевтическое отделения и лаборатория электрокардиограммы. В больничном корпусе были открыты терапевтические отделения. Могила И.Медведникова в Спас-Андронниковом монастыре была уничтожена, приют и храм в Поречье с могилой А.Медведниковой также исчезли с лица земли.
В 1992 году правительство Москвы передало комплекс 5-й Градской больницы Московской Патриархии. Родственники купцов Медведниковых приходят в больничный храм отслужить панихиды по Александре и Ивану. Ныне оба храма – Святителя Алексея и Тихвинской иконы действуют. Росписи храмов реставрируются. При приходах устроена паломническая служба, воскресно-приходская школа, патронажная служба города, работает библиотека. Сама же больница может остаться памятником, где сошлись воедино судьбы Полтавы и Тихвина, Иркутска и Пскова, Аляски и Италии.
Станислав Величко